Мы в соцсетях:
FacebookВКонтактеTwitter

Особенности использования госуслуг крымчанами предпенсионного и младшего пенсионного возраста

18.03.2016 11:18

Перевод государственных услуг в электронный вид – одна из самых сложных и масштабных задач, реализуемых в России за последние 20 лет. Сегодня госуслуги набирают все большую популярность среди пенсионеров, наиболее активные пенсионеры Москвы, Санкт-Петербурга, а также Московской и Свердловской областей. Вместе с регионами-лидерами, есть в России и регионы, где местное население еще только начинает знакомиться с инфраструктурой электронного правительства и делает первые шаги на пути изучения возможностей и преимуществ портала госуслуг. Одними из таких являются республика Крым и город Севастополь.

1-го февраля 2016 года в Крыму был запущен региональный портал государственных услуг. В связи с этим событием Центр изучения пенсионной реформы (ЦИПР) провел социологический опрос, направленный на выявление особенностей использования электронных сервисов крымчанами старшего поколения – настоящими и будущими пенсионерами.

Особенность Крыма обусловлена тем, что после вступления республики в состав Российской Федерации ИТ-инфраструктуру электронного правительства в регионе пришлось создавать с нуля. Несмотря на масштаб задачи, процесс приведения системы госуслуг на полуострове к российским стандартам происходил достаточно быстро. В 2014 году после вступления Крыма в состав России Правительством были приняты необходимые решения для оперативного развертывания госуслуг на новых территориях. Первые государственные услуги в электронном виде появились на полуострове уже в 2015 году. Так, например, крымчане получили возможность пользоваться электронными сервисами Пенсионного фонда, Федеральной налоговой службы на федеральном портале государственных услуг.

Запущенный в начале февраля 2016 года на территории республики региональный портал государственных услуг делает доступными не только те услуги, которые есть на региональном портале, но и услуги федеральных органов власти на федеральном портале по адресу gosuslugi.ru.

Несмотря на высокие темпы развертывания системы госуслуг на территории полуострова, крымчане пока еще не вполне привыкли к новым реалиям, а потому темпы освоения возможностей электронного правительства пока невысоки.

 

МЕТОДИКА

В рамках исследования специалистами Центра был проведен телефонный опрос с участием жителей республики Крым и города Севастополя предпенсионного (46-59 лет) и раннего пенсионного возраста (до 70 лет). Для проведения исследования была использована бесповторная стратификационная выборка. Общее количество опрошенных составило 156 человек.

   

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Данные телефонного опроса показали, что крымчане предпенсионного и младшего пенсионного возраста менее активно пользуются государственными услугами, чем их сверстники из других регионов России. Лишь 35,8% респондентов подтвердили факт использования государственных услуг.

 

 По результатам телефонного опроса было установлено, что общий уровень удовлетворенности крымских пенсионеров, использовавших государственные услуги, достаточно высок - 67,7% респондентов заявили, что были полностью удовлетворены качеством работы сервисов.

 

Нуждаясь в получении государственных услуг, пенсионеры Крыма наиболее часто обращаются в учреждения Федеральной миграционной службы и Государственной инспекции дорожного движения. Также популярностью пользуются госуслуги Пенсионного фонда России и Федеральной налоговой службы. Стоит отметить, что по этому показателю пенсионеры Крыма не отличаются от остальных российских пенсионеров – по результатам исследования ЦИПРа «Особенности использования госуслуг россиянами предпенсионного и младшего пенсионного возраста», госуслуги ФНС и ПФР также оказались наиболее популярными в данной возрастной категории.


Большинство респондентов предпочитают пользоваться госуслугами в местных отделениях органов власти, государственные услуги в электронном виде среди крымских пенсионеров пока не получили широкого распространения. Лишь 3,3% опрошенных заявили, что использовали государственные услуги в электронном виде.

  

Вместе с тем, опрошенные Центром крымчане осведомлены о возможности получения госуслуг в электронном виде, 97% назвали онлайн сервисы полезной инициативой. Однако, несмотря на это, популярность сервисов электронного правительства на территории Крыма пока невысока. Среди основных причин – короткий промежуток времени, который прошел с момента запуска электронных госуслуг в Крыму, местное население еще не успело полностью привыкнуть к новым реалиям. Дополнительным фактором низкой популярности госуслуг в электронном виде, вероятно, служит присущий большинству пожилых людей консерватизм, а также недостаточный набор компетенций для комфортной работы в сети. Сами респонденты низкий интерес к государственным услугам в электронном виде объяснили следующими факторами (представлены наиболее популярные варианты ответов):

-Недостаток знаний, умений и навыков для работы с компьютером;

-За респондентов госуслугу получили родственники или знакомые;

-Предпочитают личные визиты с возможностями индивидуального общения;

-Опасения относительно защищенности персональных данных;

-Нуждались в максимально оперативном ответе.

 

ВЫВОДЫ

-       Крымчане предпенсионного и младшего пенсионного возраста менее активно пользуются государственными услугами, чем их сверстники из других регионов России. Большинство предпочитают пользоваться госуслугами в местных отделениях органов власти.

-       Наиболее востребованы среди пенсионеров Крыма государственные услуги, предоставляемые Федеральной миграционной службой, Государственной инспекцией дорожного движения и Пенсионным фондом России.

-       Большинство опрошенных крымчан осведомлены о возможности получения электронных госуслуг, 97% назвали онлайн сервисы полезной инициативой. В реальности же количество крымских пенсионеров, использующих государственные услуги в электронном виде пока невелико – 3,3%.