Мы в соцсетях:
FacebookВКонтактеTwitter

Пенсионеры и ресурсы электронной демократии: текущее состояние и перспективы

13.05.2016 10:46

В научной литературе встречаются два подхода к трактовке «электронной демократии». Первый подход рассматривает электронную демократию как часть электронного правительства. Этот подход, в основном, предлагают специалисты сферы информационных технологий. Электронная демократия и участие в государственном управлении считается полноправным элементом в структуре электронного правительства и трактуется как «электронная реализация узаконенных демократических путей или процедур принятия решений». Второй подход, разделяемый большинством представителей гуманитарно-социальной сферы, напротив, рассматривает электронное правительство как часть электронной демократии. Существование различных точек зрения на электронную демократию порождает многообразие определений и толкований термина. При подготовке исследования специалисты Центра изучения пенсионных реформ (ЦИПР) исходили из представления о механизмах электронной демократии как неотъемлемой части электронного правительства, понимая под самим термином «электронная демократия» обобщенное наименование такой формы общественно-политической активности граждан, при которой использование информационно-коммуникационных технологий позволяет достигать максимальной продуктивности при взаимодействии с другими гражданами, органами государственной и муниципальной власти.

В настоящее время феномен электронной демократии, а также особенности процесса участия граждан в процессах государственного управления посредством информационно-коммуникационных технологий представляют собой высокую актуальность для социальных исследований. В связи с этим специалистами Центра изучения пенсионных реформ было проведено анкетирование на тему: «Пенсионеры и ресурсы электронной демократии: актуальное состояние и перспективы». Исследование направленно на анализ особенностей взаимодействия российских пенсионеров с ресурсами электронного правительства.

Методология

В рамках исследования «Пенсионеры и ресурсы электронной демократии: актуальное состояние и перспективы» социологами ЦИПР было проведено анкетирование российских пенсионеров. Для проведения исследования из базы ЦИПР были отобраны 837 анкет. Генеральную совокупность выборки составили российские пенсионеры обоих полов в возрасте от 55 до 77 лет из 5 субъектов Российской Федерации, проживающие в городах с населением более 1 миллиона человек, владеющие компьютерами или иными средствами, позволяющими обеспечивать доступ к интернету. Ниже представлены основные результаты и ключевые выводы работы.

Результаты исследования

Анкетирование проходило в два этапа, так как большинство отобранных изначально респондентов ошибочно трактовали понятие «электронная демократия». Так, 44% опрошенных пенсионеров в качестве верного варианта толкования пометили пункт, в котором значение «электронная демократия» соотносилось с правом граждан свободно высказывать свои политические убеждения в интернете, еще 13% затруднились с ответом на вопрос. Лишь 16% принявших участие в опросе ЦИПР, верно понимают значение словосочетания «электронная демократия». 


Таким образом, для оценки отношения к феномену, а также измерения уровня известности ресурсов «электронной демократии» в выборку вошли около 130 анкет российских пенсионеров, правильно оценивших термин «электронная демократия».

В рамках исследования респондентам было предложено выбрать из списка наиболее важные и востребованные, по их мнению, формы электронной демократии. В результате анализа первой выборки выяснилось, что наиболее актуальной темой для российских пенсионеров является получение государственных услуг в электронном виде – 69% респондентов пометили именно этот пункт в своих анкетах. Также российских пенсионеров интересует возможность отслеживания работы органов государственной власти и подачи жалоб в органы государственной власти. Гораздо менее популярны среди российских пенсионеров такие возможности более «продвинутого уровня», как подача собственных инициатив, а также обсуждение инициатив выдвинутых другими. Таким образом, абсолютное большинство российских пенсионеров ограничиваются возможностями получения государственных услуг в электронном виде, что неудивительно: федеральный портал государственных услуг Российской Федерации позволяет, не выходя из дома, заказывать необходимые документы, получать интересующую информацию. Наиболее востребованными у среди российских пенсионеров являются госуслуги Министерства здравоохранения (электронная запись к врачу), Пенсионного фонда (возможности Кабинета застрахованного лица) и другие. С получением госуслуг связана также и популярность среди пенсионеров сервиса «Ваш контроль», позволяющего оставлять оценку качеству полученных государственных услуг.

  

Относительно уровня известности конкретных ресурсов электронной демократии в среде российских пенсионеров, исследование показало, что наиболее известными среди старшего поколения являются Электронный портал госуслуг и электронные приемные на сайтах государственных учреждений. Наиболее известные в среде россиян не пенсионного возраста ресурсы электронной демократии отечественным пенсионерам почти не знакомы – индекс их известности не превышает значения 2,3 пункта. Индекс известности был рассчитан, исходя из данных ответов респондентов, выбравших указанные ресурсы, из списка предложенных составителями анкет.

Большинство опрошенных пенсионеров положительно оценивают идею превращения системы государственного управления страной в более доступную, прозрачную и открытую с помощью механизмов электронного правительства и электронной демократии. 73% сообщили, что они положительно относятся к развитию инструментов электронной демократии, лишь 3% выразили откровенное недоверие или негативное отношение.


Выводы:

Развитие информационного общества неизбежно приводит к пониманию того, что осуществление в полной мере и на должном уровне государственных функций и возможностей немыслимо без привлечения современных информационно-технологических систем и сетей телекоммуникаций. Основные помехи на пути развития механизмов электронной демократии в старшей возрастной группе - это низкий уровень проникновения интернета, а также низкий уровень информированности населения о возможностях и потенциале ресурсов электронной демократии. Очевидно, что данная дихотомия в развитии – лишь вопрос времени.