Мы в соцсетях:
FacebookВКонтактеTwitter

Развитие и становление пенсионных систем в России и за рубежом: мировой опыт vs российские реалии

29.10.2015 10:48

Опыт должен учить двум вещам: тому, что многое нужно исправлять, и тому, что не нужно исправлять слишком многое.

Эжен Делакруа

На протяжении длительного времени пенсионная система в нашей стране была основана на государственном патернализме, благодаря чему большинство россиян рассматривают пенсионное обеспечение как нечто само собой разумеющееся, то, о чем обязательно позаботится государство. К сожалению, большинство россиян имеют весьма смутное представление о принципах формирования пенсионного капитала, подходах к финансированию и распределению денежных средств внутри пенсионной системы и других важных вопросах пенсионного обеспечения. Вместе с тем, анализ причин кризиса пенсионных систем и возможных путей и направлений его преодоления имеют большое значение как для понимания перспектив развития пенсионной системы в России, так и для оценки успехов и неудач ее реформирования на текущем этапе. Весьма полезным в этой связи может оказаться анализ мирового опыта, накопленного за более чем вековую историю пенсионного обеспечения. Несмотря на различия в историческом наследии, конституционных режимах и идеологиях, ключевые проблемы социального обеспечения, с которыми сталкивались страны на различных этапах своего развития, имели под собой сходные основания. Анализ и систематизация накопленного опыта могли бы оказать существенную помощь в поиске ответов на ключевые вопросы пенсионного реформирования. Руководствуясь этими соображениями, специалисты Центра изучения пенсионных реформ подготовили доклад «Развитие и становление пенсионных систем в России и за рубежом: мировой опыт vs российские реалии», в котором мы попытались не просто проанализировать историю становления пенсионного обеспечения, но и извлечь из них наиболее полезные, на наш взгляд, уроки.

История становления пенсионной системы. Зарубежный опыт

История развития пенсионных систем насчитывает несколько тысячелетий. Первые примеры подобия современных пенсионных систем появились еще в Римской империи, где легионерам передавались наделы из захваченных земель для того, чтобы воины тем самым могли обеспечить себе благополучную старость. Однако, существенным отличием всех ранних форм пенсионного обеспечения был их узкий охват: все они распространялись лишь на малочисленные группы граждан.


История всеобщего пенсионного обеспечения берет свое начало в конце XIX века в Германской империи. В 1889 году по инициативе «железного канцлера» Отто фон Бисмарка, стремившегося успокоить нарастающее недовольство социалистов, была создана основанная на идеях социального страхования первая масштабная пенсионная система накопительного типа. Предложенная Бисмарком модель во многом была основана на опыте существовавших при немецких гильдиях добровольных фондов взаимопомощи и охватывала почти всех рабочих и значительную часть германских служащих. По замыслу Бисмарка, пенсия должна была компенсировать утраченный доход, размер ее определялся величиной обязательных страховых взносов, отчисляемых из заработной платы работников. Поскольку работники сами финансировали свою будущую пенсию, доля участия государства в пенсионном участии была сведена к минимуму.

В 1891 и 1898 годах пенсионные системы были сформированы в Дании и Новой Зеландии, в основу деятельности этих систем были заложены новые, отличные от германских принципы функционирования, а сама пенсионная система была ориентирована прежде всего на целевую помощь бедным слоям населения. Так, в рамках пенсионных систем этих двух стран предполагалась организация выплат, направленных на поддержание минимального уровня дохода для беднейших социальных слоев, а финансирование велось не за счет страховых взносов, отчисляемых из заработной платы работников, а напрямую из налоговых поступлений в бюджет, при этом всем нуждающимся был обеспечен плоский уровень выплат. 

В течение первой трети XX века пенсионное обеспечение, сформированное на германской или новозеландской (датской) моделях, появилось в большинстве западноевропейских стран. Так, в Австрии пенсионная система появилась в 1906 году, в Великобритании - в 1908 год, во Франции – 1910, в Швеции – 1913, Италии и Испании – 1919, Канаде – 1927. В одной из последних среди стран первой волны индустриализации пенсионная система была создана в Соединенных Штатах – лишь в 1935 году. Соединенные Штаты стали первой в мире страной, где система пенсионного страхования была распространена на всех занятых в частном секторе служащих, вне зависимости от их доходов. 


Особую роль в истории становления пенсионных систем сыграла Вторая мировая война и предшествовавший ей период глобального финансового кризиса (Великая депрессия). Именно эти непростые периоды истории XX века способствовали пересмотру ключевых подходов к принципам формирования пенсионного обеспечения ряда западных стран. В частности, широкое распространение получили идеи известного британского экономиста лорда Уильяма Генри Бевериджа, предложившего уход от либеральных принципов построения пенсионной системы в сторону гарантированного государством всеобщего пенсионного обеспечения. Беверидж во многом опирался на датский, новозеландский и советский опыт, в основе предложенной им модели лежала идея о том, что кризис и мировые войны уничтожили пенсионные накопления населения, а первостепенная задача государства состояла в обеспечении минимальных выплат всем нуждающимся. Таким образом, пенсионная модель Бевериджа предусматривала выплаты одинаковых по размеру, не связанных ни со стажем, ни с предыдущими заслугами пенсий.

Принципиальное отличие модели Бевериджа от модели Бисмарка состоит в том, что идея последнего была направлена на сохранение социального статуса работника после его выхода на пенсию и должна была компенсировать утраченный заработок, а в модели же Бевериджа, пенсия – это инструмент защиты от бедности, а потому государство должно гарантированно обеспечивать пенсиями всем нуждающимся, размер выплат при этом был не высок.

Модель пенсионного обеспечения Бевериджа была введена в Великобритании в 1946 году, тогда же шведские социал-демократы проголосовали за универсальную народную пенсию. Несколько позже пенсионные системы, построенные на модели Бевериджа, появились в Канаде, Норвегии, Нидерландах, Австрии, Финляндии, Швейцарии и Дании.

Предложенные Бисмарком и Бевериджем идеи по реализации пенсионного обеспечения легли в основу двух ключевых теоретико-методологических подходов, на основе которых были сформированы и в дальнейшем развивались пенсионные системы западных стран. В рамках модели Бисмарка, задача институтов пенсионного страхования состоит в сохранении уровня и качества жизни работника после его выхода на пенсию (коэффициент замещения, то есть отношение размера пенсии к величине заработка, получаемого после выхода на пенсию, составляет 60-70%). Роль участия государства и бюджета в рамках данной модели – минимизирована, и напротив, высока степень участия в пенсионном обеспечении самих работников (пенсионное страхование строилось на солидарной ответственности работодателей, работников и государства). Пенсионные системы, выстроенные с опорой на модель Бевериджа в приоритетном порядке решали задачу по защите населения от бедности после выхода на пенсию, а потому коэффициент замещения в этих системах был уже не так высок, как в модели Бисмарка. Государство брало на себя функции по обеспечению населения пенсиями, равными по величине прожиточному минимуму,  роль государства в пенсионном обеспечении высока, а степень участия самих работников в собственном пенсионном обеспечении сведена к минимуму.


На протяжении второй половины XX века в западных странах происходил процесс постепенного сближения пенсионных систем. Те государства, где системы пенсионного обеспечения были основаны на страховых взносах (модель Бисмарка), вводили гарантии минимальной пенсии, а страны, пенсионная система которых финансировалась из бюджета и была выстроена в соответствии с необходимостью обеспечения вышедших на пенсию минимальным уровнем дохода (модель Бевериджа) вводили элементы социального страхования.

Модели Бискарка и Бевериджа – далеко не единственные возможные классификации пенсионных систем. По подсчетам историков, в начале XXI века общее количество функционирующих в различных странах пенсионных систем перевалило за 2,5 сотни, каждая из них имеет свои особенности и специфику. Однако, общие принципы, заложенные в основу их функционирования везде примерно одинаковы.

Одна из наиболее распространенных классификаций пенсионных систем - по типу функционирования пенсионного фонда. Здесь принято выделять распределительную систему, в которой взносы, уплаченные в течение определенного периода времени, используются для пенсионного обеспечения в том же периоде и накопительные системы, в которых все участники системы пенсионного страхования делают отчисления от заработанной платы на свой счет в пенсионном фонде, накопленная сумма является источникам пенсионных выплат в старости.

На современном этапе развития системы пенсионного страхования полностью накопительные или распределительные модели встречаются крайне редко, большинство же пенсионных систем представляют собой различные сочетания накопительных и распределительных принципов в рамках пенсионных моделей разных стран.

Стремительный демографический рост, обеспечивавший благоприятный показатель соотношения числа работающих и пенсионеров, сочетавшиеся с периодами динамичного развития экономики в России с конца XIX и вплоть до 70-80 гг. XX века делали построение пенсионной системы на перераспределительных принципах наиболее оправданным. Постоянный рост числа плательщиков и увеличения их совокупных доходов позволяли гарантировать достаточно высокий уровень социальных выплат. Стабильному финансовому функционированию пенсионных систем способствовали и широко распространенные механизмы регулирования заработной платы и контроля занятости населения.

Однако, уже во второй половине XX века большинство развитых стран столкнулись с проблемой старения населения. Сформировавшиеся к тому времени в большинстве стран государственные одноуровневые распределительные системы не были способны эффективно функционировать в условиях увеличивающегося количества пенсионеров. Справиться с проблемами пенсионного обеспечения в этих условиях можно было лишь за счет сокращения размера пенсий и увеличения пенсионного возраста. Оба этих способа едва ли можно было считать эффективными, поскольку они скорее откладывают решение проблем на потом, чем предлагают качественно иной способ их решения. Необходимость преобразований в пенсионной сфере также была продиктована и реалиями макроэкономической конъюнктуры: уменьшение доли сбережений в экономиках западных стран (уменьшение трудоспособного населения вело к сокращению количества зарабатывающих в стране) угрожало ударом по внутреннему инвестированию, что в конечном итоге могло привести к замедлению темпов экономического роста.

Уже в 80-90-ее гг. в развитых странах начались разработки и постепенное внедрение программ пенсионных реформ на национальном уровне. Реформы в пенсионной сфере сводились к «надстройке» над уже действовавшими механизмами распределительной системы новых накопительных уровней. В результате пенсионные системы приобретали трехуровневую структуру. Первый уровень - государственное пенсионное обеспечение, доступное всем гражданам в случае осуществления отчислений в государственный пенсионный фонд в течение установленного периода. Специфика этого уровня в разных странах своя, выделяют государственное пенсионное обеспечение, предусматривающее высокий, средний и низкий уровни дохода. На современном этапе государственное пенсионное обеспечение, предусматривающее высокий уровень дохода (размер будущей пенсии составляет 50% от заработка застрахованного лица до выхода на пенсию) функционирует в Австрии (размер пенсии составляет 79,5% заработка при условии уплаты страховых взносов в течение 35 лет), Италии (80% заработка при условии уплаты страховых взносов в течение 35 лет), Германии (60% заработка при условии уплаты страховых взносов в течение 45 лет) и других странах (Португалия, Люксембург, Бельгия, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция). Государственное пенсионное обеспечение, предусматривающее средний уровень дохода предполагает уровень замещения дохода, близкий к 50%. На современном этапе такие схемы применяются в США, Великобритании, Дании, Норвегии, Японии, Нидерландах. При пенсионном обеспечении, предусматривающем низкий уровень возмещения дохода, размер выплат застрахованному лицу составляет менее 50% от заработка, примерами могут служить пенсионные системы Австралии, Ирландии, Канады.

В качестве дополнения к государственным механизмам пенсионного страхования в рамках реформ пенсионных систем в развитых странах вводились механизмы негосударственного пенсионного обеспечения. Внедрение элементов негосударственного пенсионного обеспечения происходило в формах обязательного и добровольного частного пенсионного страхования. Обязательное частное пенсионное обеспечение – вид пенсионного страхования, при котором пенсионные взносы застрахованных лиц перечисляются в частные пенсионные фонды, которые после выхода граждан на пенсию осуществляют выплаты. Добровольное частное пенсионное обеспечение предназначено для расширения возможностей обязательного пенсионного обеспечения, оно основано на добровольном создании частных портфелей сбережений в специализированных фондах и, как правило, осуществляется через негосударственный сектор.

Пенсионные системы западных стран на современном этапе развития

Рассмотрим подробнее в качестве примеров особенности функционирования пенсионных систем ведущих западных стран на современном этапе развития.

Германия


Пенсионная система ФРГ имеет трехуровневую структуру, где есть государственный, корпоративный и частный уровни.

По своей структуре пенсионная система Германии ближе соответствует модели Бисмарка, центральную роль в архитектуре пенсионного обеспечения играет институт обязательного пенсионного страхования, в целом же системе свойственен негосударственный характер: даже обязательное пенсионное обеспечение осуществляется через независимые частные организации.

Фундамент и одновременно самая крупная часть пенсионной системы ФРГ – это обязательное пенсионное страхование, большая часть финансирование которого производится из взносов, уплачиваемых в равных долях застрахованными лицами и их работодателями. Размер среднего взноса в пенсионный фонд составляет 20% от ежемесячной заработанной платы. Система обязательного страхования основана на принципе солидарности поколений, при этом система устроена таким образом, что она выгодна для экономически активного населения, чем больше взносов работник уплачивает в течение жизни, тем большим количеством пенсионных прав он обеспечивает себя в старости (пенсионная формула рассчитывается с опорой на индивидуальные коэффициенты, накопленные до выхода на пенсию).

В Германии развиты корпоративные пенсии, большое количество предприятий осуществляют дополнительные выплаты своим бывшим сотрудникам. Как правило, компании либо сами создают накопительные фонды, либо заключают особые договоры с банками. Профессиональное обеспечение носит сугубо индивидуальный характер, размер корпоративных пенсий зависит от прибыли работодателя, стажа работника и занимаемой им должности.

Что касается частного пенсионного страхования в Германии, то взносы в страховые компании существенно выше, что позволяет гарантировать страхующемуся более высокий уровень дохода в будущем. Государственная политика в ФРГ на современном этапе направлена на стимулирование и поощрение развития частных страховых организаций.

Франция


Пенсионная система Франции состоит из множества режимов, вместе с тем, ее фундамент основан на принципах накопительного страхования и солидарности. Во Франции не существует обязательного накопительного пенсионного фонда, но существует так называемый «Фонд капитализации», где каждый будущий пенсионер имеет право откладывать средства лично для себя, сам определяя размеры страховых отчислений.

Основой пенсионной структуры является базовый режим, участие в нем носит обязательный характер, пенсионные взносы уплачивают как наемные работники, так и работодатели (исключение составляют самозанятые граждане, которые платят полностью самостоятельно).

Режимы пенсионного обеспечения управляются работодателями и профсоюзами и не зависят от государственного бюджета.

Официальный минимальный возраст для выхода на пенсию составляет 60 лет, для получения полной пенсии необходим 41 год трудового стажа.

Во Франции получили достаточно широкое распространение добровольные режимы. Работники имеют право в течение всей трудовой жизни осуществлять отчисления в частные пенсионные фонды, а после выхода на пенсию получать от них пособия.

Великобритания


Пенсионная система Великобритании также имеет трехуровневую структуру: базовые государственные пенсии, дополнительные частно-государственные пенсии и пенсионные сбережения населения.

Базовая государственная пенсия выплачивается по распределительному принципу. Размер государственной частной пенсии ограничен 20% заработка работника, выплаты зависят от квалификационного стажа.

Второй уровень пенсионной системы Великобритании – государственно-частные пенсии. Пенсионные отчисления на эту часть пенсии выплачиваются работодателем и работником совместно.

Как отдельный элемент государственно-частных пенсий широкое распространение получили профессиональные пенсионные системы, финансирование происходит как за счет работодателей, так и за счет работников.

В Великобритании достаточно широко развит третий, частный элемент пенсионной системы - добровольные накопления британцев в НПФ.

Британское правительство строго контролирует первый и второй уровни пенсионного обеспечения, а потому по своей сущности пенсионное обеспечение Великобритании ближе к модели Бевериджа. Вместе с тем на современном этапе государство стимулирует активный переход молодого населения в систему негосударственного пенсионного страхования.

Соединенные Штаты Америки


В США функционируют как государственные, так и частные пенсионные системы (в стране функционирует почти миллион частных пенсионных фондов). Более 96% американской рабочей силы охватывает общегосударственная программа пенсионного страхования США. Она является источником дохода для 58 млн. американцев, в том числе 47 млн. пенсионеров (включая их иждивенцев, а также потерявших кормильца). Государство гарантирует по этой программе денежные выплаты работникам, ушедшим на пенсию по возрасту, членам их семей, имеющим право на социальное обеспечение, а также застрахованным нетрудоспособным работникам и членам их семей согласно установленным нормативам. Государственная программа пенсионного страхования носит распределительный характер и выполняет прежде всего социальную функцию, практически все остальные пенсионные системы, существующие в США, построены по накопительному принципу.

Дополнительный доход в старости в США позволяют получить дополнительные программы пенсионного обеспечения. Основная масса занятых в частном секторе экономики участвует в дополнительных негосударственных пенсионных системах, организуемых по месту работы. Работники большинства предприятий и организаций могут участвовать в одной или нескольких пенсионных программах, существующих в данной компании. По сравнению с государственной пенсионной системой, участие в которой обязательно и которая охватывает практически всю рабочую силу страны, частная пенсионная система значительно уступает ей в размерах.

Широкое распространение в США получили пенсионные системы штатов и местных органов власти. В 2013 г. около 20 млн. участников (служащих штатных и местных органов власти, полиции, пожарных, судей, учителей, работников местных учреждений здравоохранения, социальной сферы) были охвачены этими системами. Несмотря на особенности в каждом штате, все они нацелены на обеспечение более высокого пенсионного дохода их участникам посредством финансирования пенсионных выплат не только за счет взносов, но также за счет доходов от их инвестирования в акции, облигации, недвижимость, иные инструменты. В период 2001 -2013 гг. взносы штатов и местных органов власти в пенсионные системы возросли более чем в три раза в процентах от фонда заработной платы (с 5,4% до 16,4%) и более чем в два раза в процентах от доходов штатов и местных органов власти (с 2,3% до 5,0%).

Помимо участия в групповых пенсионных программах, организуемых по месту работы, каждый американец может открыть и свой личный пенсионный счет - ЛПС. Порядок открытия и ведение этих счетов также строго регулируется американским законодательством.

История пенсионного обеспечения в России. В поисках новых решений старых проблем

Развитие пенсионного обеспечения в нашей стране в целом шло в соответствии с мировым опытом, однако, кардинальное отличие состояло в запоздании его развития.

Первые прототипы современной пенсионной системы появились в России еще в XVIII веке и были связаны с реформаторскими инициативами Петра I. Первыми российскими пенсионерами стали морские офицеры, которым по Морскому уставу могла быть назначена выплаты по старости. В годы правления Екатерины II денежное содержание из государственной казны было назначено отставным военным.

Во второй половине XIX века в России появилась пенсионная система для бывших чиновников гражданских ведомств. Прослужившие на гражданской службе чиновники при отставке получали пенсию в размере полного годового оклада. Тогда же в российских министерствах в качестве дополнения к казенным пенсиям начали применять механизмы добровольного пенсионного страхования –выплаты накопительного типа из эмеритальных касс . Так, например, пенсионный капитал служащих военного министерства формировался из отчислений в эмеритальную кассу 6% офицерского жалования и государственного софинансирования.


С 1842 года пенсионное обеспечение было распространено на православное духовенство: был подписан царский указ, в соответствии с которым для обеспечения пенсиями беднейших священников, служащих в сельской местности, из отчислений священнослужителей (по 2% жалования) создавался накопительный капитал, который в последующем дополнялся казенными субсидиями. С 1866 года пенсионная система была распространена на все духовенство (размер годового пансиона – 20 рублей), а с 1887 года пенсионное обеспечение духовенства полностью перешло на государственное финансирование.

Реформа местного самоуправления и создание земств потребовали распространения пенсионного обеспечения на широкий штат новых служащих.

С 1861 года особые «страховые» пенсии начали получать служащие и рабочие казенного Горного ведомства, а потом и всех других отраслей промышленности: работники рудников, заводов, железнодорожники. Взимаемые из жалования рабочих отчисления (в размере от 2 до 3 %) софинансировались казенными отчислениями и поступали в пенсионные кассы. Свое название – «страховые» - эти пенсии получили благодаря тому, что они были страховкой работника на случай его нетрудоспособности. К 1917 году пенсионные кассы действовали уже во многих крупных частных фирмах в России.

Уже на заре формирования пенсионной системы, Россия столкнулась с одной из ключевых проблем пенсионного страхования современности – высоким финансовым бременем, создаваемым распределительным механизмом финансирования. Согласно данным историков, уже в 1828 году один пенсионер приходился на 4,5 служащих, в 1843 году – на 2,5, в 1868 году- на одного.

Революция 1917 года и изменение конституционного строя способствовали кардинальному пересмотру подходов к построению системы пенсионного обеспечения в стране. Процесс построения пенсионной системы в СССР происходил в два этапа. На первом этапе (1917-1956) происходило формирования централизованной распределительной системы. Особое внимание политического руководства уделялось вопросам социальной политики. Сразу после революции, в 1918 году, был создан Народный Комиссариат социального обеспечения, отвечавший за обеспечение социальной справедливости в молодом советском государстве. Тогда же было разработано и законодательная база, регламентировавшая выделение пенсионного обеспечения в отдельный вид социального обеспечения. В 1920-е гг. началась разработка качественно новой пенсионной системы, основанной на принципах конституционного гарантирования государством пенсионного обеспечения. В первой Конституции СССР 1924 года было закреплено право социального страхования, распространявшийся на всех рабочих и служащих. Первые пенсии по старости в СССР были учреждены постановлением Наркома труда СССР 5 января 1928 года для рабочих текстильной промышленности, позднее система пенсионного обеспечения была распространена на трудящихся ведущих отраслей промышленности (1929), и лишь в 1936 году, после принятия Конституции СССР, пенсионное обеспечение для рабочих и служащих стало всеобщим.   

На втором этапе своего развития (1956-1991) пенсионная система СССР приобрела новую архитектуру и стала более универсальной. Ключевым моментом этого периода стало принятие в 1956 году закона «О государственных пенсиях», создавшем правовую базу для всей системы пенсионного обеспечения в СССР. Лишь в 1964 году после принятия закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов» в единую систему пенсионного обеспечения были включены жители села. 

Выплата пенсий в Советском Союзе осуществлялась за счет средств государственного бюджета, в том числе средств государственного бюджета социального страхования, формируемого из взносов предприятий, учреждений и организаций без отчислений со стороны трудящихся. Пенсионное обеспечение осуществлялось в соответствии с законодательством СССР, право на получение пенсии, а также ее размер определялись продолжительностью трудового стажа и величиной заработанной платы работника. Размеры пенсии определялись тажке и величиной прожиточного минимума, что позволяло эффективно бороться с бедностью.

С началом перестройки модернизационные процессы затронули и пенсионную сферу. В основе идей реформирования пенсионного обеспечения лежал целый комплекс факторов, ключевыми из которых были экономический и демографический. Во-первых, выделения пенсионной системы в отдельный финансовый институт требовала сама логика развития пенсионной системы: уже к концу 70-ых пенсионная система СССР практически полностью охватила население страны. Во-вторых, высокий уровень пенсионного обеспечения, который был введен и сохранялся вопреки чисто экономической логике в угоду идеологическим установкам - пенсионное обеспечение в Советском Союзе рассматривалось как форма содержания нетрудоспособных граждан. Таким образом, в результате влияния этих факторов сильно выросло финансовое обременение бюджета. Так, за период 1940-1986 гг. ВВП СССР увеличился в 18 раз, рост расходов бюджета в 24, а государственные расходы на пенсионное обеспечение в 164 раза, удельный вес бюджетных расходов на пенсионное обеспечение возрос с 1,7% до 11,8%. И если сформировавшаяся к 1965 году пенсионная система на первоначальном этапе обеспечивала достаточно низкий уровень замещения заработной платы, однако за последующие 20 лет коэффициент замещения вырос на 43%, к 1990 году он уже составлял 0,4.

Запланированному обновлению советской модели пенсионного обеспечения помешал развал СССР. В постсоветской России начался процесс формирования уже новой, современной российской пенсионной системы. В 1990 году был создан Пенсионный фонд СССР, а пенсионная система официально стала страховой, в 1992 году была заложена правовая основа для функционирования частный пенсионных фондов.

На протяжении десятилетия 1990-ых годов в России как и в Европе усиливались тенденции старения населения. Нарастающее давление демографического фактора сопровождалось негативными явлениями переходной экономики, объемы поступлений в Пенсионный фонд постоянно сокращались. В связи с этим начался поиск вариантов преодоления надвигающегося кризиса пенсионной системы. Выходом из сложившейся ситуации стала начавшаяся в середине 2000 года пенсионная реформа, направленная на унификацию механизмов пенсионного обеспечения в России с теми, что уже зарекомендовали свою эффективность в развитых странах.

После 2002 года в силу вступили новые механизмы пенсионного обеспечения, в корни изменившие механизм формирования пений. Пенсионная система получила трехуровневую структуру, предусматривающую государственное,  страховое и негосударственное пенсионное обеспечение. Ключевым источником формирования пенсии стали страховые взносы, формирующие накопительную часть пенсии, размер пенсии перестал определяться стажем работника, теперь он напрямую зависит от размеров отчислений в ПФР. 

В 2012 году для поддержания долгосрочной стабильности пенсионной системы Правительством была утверждена Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы. Основные цели стратегии – обеспечение долгосрочной финансовой стабильности пенсионной системы. В рамках стратегии в России планируется развитие трехуровневой пенсионной модели в России:

1 уровень – трудовая пенсия системы обязательного пенсионного страхования, формируемая за счет бюджета. Предполагается, что в рамках трудовой пенсии коэффициент замещения должен достигнуть 40%

2 уровень – корпоративная пенсия, формируемая работодателем при возможном участии и самого работника

3 уровень – частная (негосударственная) пенсия, формируемая самим работником за счет собственных добровольных взносов.

Развитие пенсионного обеспечения в России носит догоняющий характер. Во-первых, в силу исторического наследия наша страна не успела, как это было сделано на Западе, вовремя и адекватно принять превентивные меры по обеспечению стабильности пенсионной системы. Сегодня, когда первые шаги уже сделаны, а главные решения приняты, можно с уверенностью предположить, что при правильном продолжении реформ через 50 лет эффективность пенсионного обеспечения в России не будет ни в чем уступать западным аналогам. Помимо этого, уже сегодня отметился ряд направлений деятельности в рамках пенсионной системы, в которых опыт Российской Федерации является одним из ведущих в мире. В первую очередь, это относится к информатизации систем пенсионного обеспечения. С 1 января 2015 года на официальном сайте ПФР был запущен электронный сервис «личный кабинет застрахованного лица», реализованный в рамках IT-системы АИС ПФР.

 По задумке разработчиков из Информационного центра персонифицированного учета (ИЦПУ) ПФР, структуры, занимающейся информатизацией работы фонда, сервис должен помочь любому гражданину в режиме онлайн получать интересующую его информацию о стаже, количестве накопленных баллов и страховых отчислениях работодателя. Все пользователи и специалисты с удивлением отметили, что сервис оказался удивительно удобным и простым в использовании, ни в чем не уступает, а по многим параметрам даже превосходит аналогичные разработки, внедренные в Соединенных Штатах и Европе. Ежегодно под эгидой ООН выпускается рейтинг развития электронных правительств стран мира. Составляющей частью электронного правительства являются в т.ч. сервисы, облегчающие общение настоящих и будущих пенсионеров со структурой пенсионного фонда. В 2014 году Россия заняла 27 место в мире, что является очень хорошим результатом с учетом того, что в 2010 году нашему электронному правительству дали 59 место.

***

Пенсионная система России на протяжении почти целого столетия являла собой типичный пример основанной на принципе солидарности поколений распределительной системы. Пенсии формировались из отчислений работающих граждан. В ходе пенсионной реформы 2002 года тип пенсионной системы был изменен на распределительно-накопительную. Очевидно, что послереформенная пенсионная система стала более сбалансированной и устойчивой, вместе с тем, целый ряд проблем в ней еще предстоит решить.

Для того, чтобы реформы пенсионной системы заработали в полную мощь, необходим достаточно длительный период времени – 30-40 лет. Пройдет еще немного времени и, очевидно, Россию ожидает еще один этап реформы, направленный на решение двух наиболее актуальных на сегодня проблем пенсионной системы: растущего дефицита бюджета пенсионного фонда и проблемы пенсионного обеспечения самозанятых граждан. Контуры пенсионной системы России будущего еще только будут меняться, но уже сейчас понятно, что развитие ее идет по наиболее эффективному в текущих условиях пути активного внедрения в отрасль рыночных механизмов, развития добровольной части пенсионной системы и вовлечения россиян в процесс ее формирования.