Мы в соцсетях:
FacebookВКонтактеTwitter

Банки упростили жизнь заёмщикам, благодаря сотрудничеству с ПФР

26.08.2015 16:12

За первые семь месяцев текущего года, по данным ИАЦ «Российский пенсионер», в ПФР поступило почти 3,4 млн. запросов банков о состоянии пенсионных счетов потенциальных заемщиков.

С 2013 года запрос информации о застрахованном лице в ПФР с согласия клиента могли осуществлять пять кредитных организаций: Банк Москвы, Сбербанк, ВТБ 24, Газпромбанк, Уралсиб банк. С 1 июня данные о доходах заемщиков из ПФР в тестовом режиме начали получать 16 кредитных организаций, но пока запросы банков, не входящих в указанную выше пятерку, единичны. Однако прогнозируется быстрый рост числа обращений к данным ПФР, ведь получатели мгновенно подтверждаемой «белой» зарплаты будут иметь неоспоримые преимущества при получении кредита. В московском банке Хоум Кредит, например, ожидают, что через отделения банка на портале госуслуг будут регистрироваться до 500 человек в месяц.

1.   Услуги ПФР для кредитных организаций

С января по июль 2015 года от 5-ти банков (Банк Москвы, Сбербанк, ВТБ 24, Газпром банк, Уралсиб банк) в ПФР поступило 3 396 318 запросов на предоставление различных услуг.

Самыми популярными услугами, предоставляемыми ПФР по запросам кредитных организаций, являются:

·         Запрос валидации ФИО-СНИЛС

·         Запрос извещения о состоянии лицевого счета

·         Запрос истории обращений

·         Запрос на удаление регистрации пользователя

·         Запрос расширенного извещения

·         Запрос регистрации пользователя

Система работает следующим образом: заемщик обращается в банк, либо лично, либо через интернет. В случае обращения через интернет заемщик перенаправляется на портал госуслуг, где ему предлагается ввести свои личные данные. После этого у клиента спрашивается разрешение на однократный доступ системы банка к его данным, например, о состоянии лицевого счета в ПФР. Банк, таким образом, получает всю необходимую информацию для решения о предоставлении кредита. При личном обращении в банк запрос с согласия клиента делает сотрудник банка.



Самой востребованной услугой, предоставляемой Пенсионным фондом кредитным организациям с разрешения клиентов, является запрос регистрации пользователя, за полгода рассматриваемые банки обратились к ней более 2 млн. раз. На втором месте запрос расширенного извещения – почти миллион запросов за период. Примерно равное число раз банки запрашивали валидацию ФИО-СНИЛС и извещения о состоянии лицевого счета, около 200 тыс. запросов по каждому пункту. Меньше всего банки запрашивают историю обращений и удаление регистрации пользователя 5214 и 2161 обращений соответственно

2.   Банки, прибегающие к услугам ПФР.


Наибольшее количество запросов от банков поступает в ПФР с апреля по июнь.


Общее количество запросов в ПФР по всем видам услуг за указанный период составило более 110 346 183, причем запросы через портал ПФР поступали в два, а то и более раз чаще, чем через портал госуслуг.

 Клиентов больше – проверяют реже

Максимальное число запросов в ПФР поступает от Сбербанка. В среднем он более чем в два раза опережает по этому показателю ВТБ 24.


Лидерство Сбербанка объясняется наибольшим числом клиентов: банк охватывает более 50% населения страны, его клиентами являются более 100 млн человек, и больше половины работающего населения получает зарплату через этот банк.


Особое положение Сбербанка позволяет ему реже обращаться к базе данных ПФР, за семь месяцев текущего года банк запросил данные только об 1,1% клиентов. Лидером по отношению количества запросов к числу клиентов оказался Газпромбанк – 14,2%.


Из предыдущей диограммы можно понять сколько заявок приходится на одного клиента банка:


Если рассматривать количество заявок, приходящихся на одного клиента, то на лидирующих позициях находятся Газпромбанк и ВТБ 24, здесь почти на каждого 10-го клиента приходится по заявке. Далее идет Банк Москвы, где 1 заявка приходится почти на каждого 25-го клиента. В Сбербанке достаточно низкий показатель из расчета заявка на клиента из-за большого количества пользователей - одна заявка почти на каждого 100-го клиента. На последнем месте находится банк Уралсиб, у него одна заявка приходится примерно на каждого 200-го клиента.

Система будет развиваться

На конец июня в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) на сайте госуслуг было зарегистрировано 16,38 миллиона человек (более 11% россиян). Согласно указу президента к 2018 году к электронным услугам должно быть подключено 70% граждан. Соответственно, будет расти число запросов на получение информации из базы данных ПФР. В настоящее время обсуждаются различные варианты развития системы обмена информацией между госведомствами и коммерческими структурами с целью упрощения схемы получения данных при безусловной защищенности персональной информации о человеке.

Особая роль данных ПФР в развитии электронных услуг связана с тем, что решением Правительственной комиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг от 12 октября 2010 года именно страховой номер индивидуального лицевого счета клиента (СНИЛС) в системе обязательного пенсионного страхования принят в качестве базового идентификатора персональных данных физических лиц.

Кроме ПФР, банки могут запрашивать у ФМС информацию о действительности паспортных данных (серия, номер). Паспортные данные и ИНН, предоставленные в банки, можно проверить через сервисы ФНС. Действительность ФИО и номер ОМС — в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования (ФФОМС).

При этом банкам не предоставляются персональные данные пользователей, они получают лишь ответ «да/нет» – то есть подтверждение или неподтверждение введенных пользователем данных о себе. В ПФР неоднократно подчеркивали, что база персонифицированного учета создавалась и существует исключительно для целей выплат пенсий гражданам, и ни для каких иных целей данные, имеющиеся у Пенсионного фонда, использованы быть не могут.