Мы в соцсетях:
FacebookВКонтактеTwitter

Негосударственные пенсионные фонды ждет чистка

10.09.2015 14:53

Число негосударственных пенсионных фондов (НПФ) продолжает сокращаться. По мнению экспертов, конца этому процессу пока не видно. В систему гарантированного страхования пенсионных накоплений вошли 29 НПФ, что составляет менее трети от их общего числа, работающих на рынке обязательного пенсионного страхования (ОПС) на начало 2015 года. Эксперты Центра изучения пенсионной реформы прогнозируют дальнейшее сокращение числа НПФ с продолжением экономического кризиса.

Фото: globallookhress.com

Напомним, что негосударственные пенсионные фонды обязаны своим появлением Указу Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. №1077 "О негосударственных пенсионных фондах". В последующие два года их было создано около 350. После введения лицензирования негосударственных пенсионных фондов, и в 1995 г. произошло сокращение их числа. В последующие десять лет количество фондов оставалось стабильным в диапазоне 250-300 фондов.

Заметное сокращение числа НПФ началось в 2007 году. На начало 2015 г. в стране действовали 119 негосударственных фондов, из которых 93 участвовали в системе ОПС. Снижение их количества связано, в основном, с ростом требований регулятора к капиталу НПФ, что вынуждало фонды объявлять о прекращении деятельности или слиянии с другими. На сегодня, например, активы НПФ должны превышать его обязательства не менее чем на 1% с запасом более 130 млн рублей.

Что же в сложившейся ситуации ждет негосударственные пенсионные фонды?

Дальнейшая их судьба связана со способностью поддерживать доходность инвестиционного портфеля и доверием населения. С последним показателем ситуация пока сравнительно благополучная.

Вариант пенсионного обеспечения с накопительной частью на сегодня выбрали около 30 миллионов граждан из около 50 миллионов, имеющих счета в Пенсионном фонде России (ПФР). При этом большая часть выбравших накопительный вариант доверила свои деньги негосударственным фондам. А это свыше 22 миллионов человек.

В 2013 г. ПФР удовлетворил 5,8 млн заявлений о переводе накопительной пенсии из государственного в негосударственные фонды. Несмотря на заморозку пенсионных накоплений в 2014 г. еще более 2,2 миллиона человек подали заявления о переходе из ПФР в НПФ.

Рост числа граждан, выбравших вариант с накопительной пенсией, скорее всего, будет продолжаться. В последние два года фонды не вели активную пропаганду своих услуг в связи с заморозкой пенсионных накоплений, но с окончанием реформы негосударственных фондов (акционирование и вступление в систему гарантированного страхования накоплений) их активность гарантированно будет расти. Этому будет способствовать доходность НПФ, в начале 2015 г. превысившая инфляцию. Так, средняя доходность, полученная от инвестирования обязательных пенсионных накоплений негосударственными фондами за первое полугодие 2015 г., составила 9,89% при официальной инфляции 8,5%. Доходность накоплений в госкомпании составила лишь 4,84%.

На возможностях негосударственных фондов привлекать новых клиентов скажется и передача оставшимся на рынке фондам, пенсионных накоплений, на два года замороженных в ПФР, речь идет о сумме порядка 550 млрд рублей.

По появившимся оценкам, в 2015 г. число клиентов НПФ вырастет примерно на 2 млн, так как для большинства будущих пенсионеров средства на счетах негосударственных фондов в рублях кажутся более привлекательными, чем непрогнозируемые "баллы" ПФР.

НПФ удалось также отменить предельный срок выбора накопительной пенсии. По закону, принятому в декабре 2013 г. (351-ФЗ), для начисления накопительной пенсии гражданам нужно до конца 2015 г. сделать выбор - сохранить накопительную пенсию (на нее идет 6% от зарплаты) или отказаться от ее формирования. В этом случае ставка взноса на страховую пенсию должна увеличиться с 16% до 22%.

Однако в конце августа 2015 г. Минфин, Минэкономразвития и ЦБ поддержали предложение участников пенсионного рынка продлить срок перехода граждан на накопительную пенсию с 2015-го до конца 2017 года. На сегодня эти же ведомства поддержали предложение сделать возможность выбора варианта пенсии бессрочным с 2018 г., но разрешить менять систему и НПФ не реже одного раза в пять лет.

Радужное будущее негосударственных фондов омрачает всего один, но весьма принципиальный вопрос - удастся ли "частникам" и дальше поддерживать доходность выше инфляции?

Ужесточение требований регулятора к негосударственным фондам - мера правильная, вынужденная и отчасти запоздалая. Недавнее прекращение деятельности пяти НПФ Мотылева - лишь вершина айсберга. Под внешней благопристойной поверхностью финансовых отчетов НПФ скрываются кэптивные схемы финансирования собственных проектов владельцев фондов за счет пенсионных накоплений с реальным обеспечением в разы меньше указанной в отчетности стоимости. Сколько "ценных" активов в портфелях НПФ окажутся пустышками, выяснится, скорее всего, только при начале массовой выплаты накопительных пенсий где-то в районе 2027 года. А до этого собственники фондов могут спокойно, в допустимых регулятором пределах, инвестировать средства. Приток новых клиентов существенно превышает число пенсионеров, создавая эффект пирамиды.

Стратегия ЦБ в регулировании негосударственных пенсионных фондов заключается в том, чтобы ввести для них ответственность за недобросовестное инвестирование пенсионных накоплений. В идеале фонды могут заставить возмещать ущерб, если доходность инвестиций окажется ниже определенной величины (такая практика регулирования частных фондов существует, например, в Чили). Пока же при допуске НПФ в систему гарантирования ЦБ оценивает риски инвестирования пенсионных накоплений.

Усилия ЦБ можно только приветствовать. Однако предсказываемые пертурбации в глобальной экономике и финансах могут поставить НПФ в ситуацию, когда они при всем старании не в силах будут поддерживать приемлемую доходность портфеля, а регулятора перед дилеммой - снижать требования или лишать НПФ лицензии. Существование НПФ, в течение нескольких лет показывающих доходность ниже инфляции, очевидно, не имеет смысла, а именно такая ситуация имеет место на российском рынке НПФ. Например, с 2005-го по 2012 г. НПФ показали среднюю доходность в 7,74% при средней инфляции 9,42%.

Полностью отказаться от накопительной пенсии государство вряд ли решится, поэтому можно ожидать лишения лицензии и прекращения деятельности тех НПФ, которые показывают доходность заметно ниже рынка.

Среди вариантов решения проблемы доходности накоплений в фондах - наличие госгарантий по каждому проекту, в который инвестируются пенсионные накопления граждан. С такой инициативой вышла в Минфин Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов. Такое гарантирование логично дополнило бы гарантирование собственно пенсионных накоплений, которое, если честно, ничего не гарантирует. Государство гарантирует только номинальную сумму пенсионных накоплений, которая каждый год обесценивается инфляцией. Так что, если негосударственный пенсионный фонд разорится, люди, копившие в нем деньги на пенсию в течение 20 - 40 лет, получат копейки.

Согласно апрельскому прогнозу Минэкономразвития, в ближайшие десять лет НПФ смогут показывать доходность пенсионных накоплений на 1,85% выше инфляции. К сожалению, катастрофических прогнозов в СМИ публикуется в десятки раз больше, чем оптимистичных сценариев.

Автор - координатор Центра изучения пенсионной реформы Святослав МИРОНОВ

Материал напечатан на портале Утро.ру